5/7/2023
В 1697 году путешественник Виллем де Вламинк встретил в Австралии чёрных лебедей. Его открытие подтвердилось в 1726 году, когда в столицу Индонезии доставили двух особей, пойманных на острове в Индийском океане. До того в Европе были уверены, что лебеди могут быть исключительно белого цвета. В одной из своих книг Нассим Талеб, трейдер и риск-менеджер, ввёл понятие «чёрный лебедь» как обозначение редких и непредсказуемых событий, в числе которых, например, была и пандемия коронавируса.
Но «чёрные лебеди», как и любые другие, более предсказуемые кризисы, могут открывать новые возможности. Рассказываем о том, что произошло и продолжает происходить на российском рынке в 2022-2023 годах.
После того как некоторые западные компании ушли из страны, российские игроки получили возможность занять их место.
Встали вопросы не только импортозамещения, но достижения технологического суверенитета.
Технологический суверенитет – способность страны самостоятельно обеспечить научно-техническое и промышленное развитие, создавать собственные технологии и инфраструктуру для критических, жизненно важных направлений. Всё это не должно зависеть от зарубежных партнёров.
Часть ИТ-специалистов покинула страну по предложению работодателя. Другая часть – по личным причинам. Третьи же уволились из западных компаний и остались в России.
Так что пока одни говорили о дефиците ИТ-кадров, другие воспользовались появлением на рынке труда множества высвободившихся специалистов.
Возникла необходимость в новых методах мотивации, в формировании вовлеченности сотрудников на более глубоком уровне, когда ценности компании, ее философия и миссия понятны и близки сотрудникам. Гибкие условия работы, обучение и развитие, награды и поощрение, социальная ответственность также не теряют актуальности.
Какими навыками должен обладать сотрудник российской компании в 2023 году? Попросили искусственный интеллект ответить на этот вопрос от лица Нассима Талеба.
Технологии искусственного интеллекта применяются в различных отраслях – от моды до металлургии, от транспорта до управления ИТ-инфраструктурой, от выстраивания индивидуальной траектории обучения до отслеживания безопасности продуктов.
Если ранее в основном они решали рутинные задачи, такие как сбор и анализ данных, предиктивная аналитика, то сегодня доступными стали инструменты для творчества: создания текстов, иллюстраций, видео, сайтов.
Вместо множества стартапов, каждый из которых пытался делать собственные разработки, на первый план вышли гигантские модели ИИ. Их разрабатывают крупные корпорации: Kandinsky 2.1 от Сбера, «Шедеврум» от Яндекса. Microsoft и Open AI разработали ChatGPT для поиска ответов на вопросы и генерации текстов и CoPilot для создания программного кода.
Инвестиции в ИИ замедляются, так как необходимая глобальная инфраструктура уже создана. Открыт доступ к мощностям, есть дата-сеты, большое количество low-code решений, которые позволяют любому начинающему специалисту создавать приложения. Стоимость создания дата-сетов снизилась, так как появилась возможность формировать синтетические дата-сеты.
В России в 2021 году стартовал Федеральный проект «Искусственный интеллект», в рамках которого в ИИ будет вложено 24,6 млрд ₽ в течении 5 лет.
Искусственный интеллект быстро расширяет свое влияние по всему миру. С каждый годом мы доверяем ему все больше и больше, полагая, что он поможет нам достичь новых высот в медицине, образовании и других сферах. Люди создали ИИ не только в виртуальном пространстве, но и пустили в свои дома и офисы под видом AIoT-помощников. Но может ли это сближение обернуться против нас? Итак, давайте знакомиться. Новая ИИ-форма жизни на Земле — чем ее система ценностей отличается от нашей и чем это нам грозит?
Смещение продаж в онлайн и такие технологии, как метавселенные, аватары и VR; собственные маркетплейсы ритейлеров с ассистентами и AR-инструментами; биопечать, товары по подписке и искусственный интеллект — рассматриваем главные тренды цифровизации ритейла.
Российский вендор «Инферит» за два года прошел путь от производителя техники до вендора комплексной ИТ-экосистемы. Как компания адаптируется к новым реалиям рынка, какие тренды определяют развитие отрасли и почему будущее за интегрированными решениями — об этом рассказывает Сергей Гринцевич, руководитель департамента продуктовых решений «Инферит Техника».