31/7/2023
Закупать серверы или использовать «облако»? Какие риски есть в каждом из этих подходов? Как помирить тех, кто платит по счетам в компании и тех, кто может запустить дорогой ИИ-сервис на десять минут, забыть про него и обеспечить к концу месяца непредвиденные расходы организации?
Облако даёт компаниям гибкость и мощность, но может легко выйти из-под контроля. Как приручить этого опасного зверя?
Сегодня многие компании сталкиваются с необходимостью модернизации устаревающей ИТ-инфраструктуры. В 2022 году во всём мире компании закупили серверов на более чем 122 млрд долларов, подсчитали IDC. В России по итогам 2020 года этот рынок достиг $1,32 млрд, увеличившись на 18,2% в сравнении с 2019-м. В 2023 году вырос спрос на подержанное серверное оборудование. производители техники ожидают увеличение спроса на сервера и СХД в 2-3 раза. Цены на оборудование ожидаемо могут вырасти. Компании рассматривают облако как альтернативу закупке собственного «железа».
«У компании всегда есть риск купить недостаточное количество техники, а затем докупать её по другим, более высоким ценам, или же купить слишком много – тогда серверы будут недозагружены или вовсе окажутся на складе», – говорит Павел Токарев, Директор по технологиями и инновациям «Инферит Клаудмастер».
Переход на облачные сервисы позволяет компаниям избежать больших начальных капиталовложений (CAPEX) в покупку серверного оборудования и программного обеспечения. Вместо этого они платят только за фактическое потребление ресурсов – в этом случае расходы на ИТ-инфраструктуру переходят в категорию операционных расходов (OPEX).
Уменьшение CAPEX и перенос затрат на инфраструктуру в OPEX – это, в первую очередь, финансовая гибкость. Параллельно с этим компания получает возможность запускать любое количество серверов на любой срок, будь то минуты, дни или годы.
«Конечному пользователю в принципе не нужно знать, какое аппаратное обеспечение используется и на какой операционной системе работает, например, база данных, они лишь используют сервис для решения своих задач. Крупнейшие «облачные» провайдеры в этом смысле далеко ушли от большинства компаний в плане предоставления различных PaaS и SaaS сервисов – от баз данных до платформ машинного обучения», – рассказывает Павел Токарев.
Плюс собственной приватной инфраструктуры в том, что за сервер уже заплачены деньги, и потому можно запускать сколько угодно виртуальных машин, пока есть место. Дополнительных затрат не будет.
А провайдеры облачных услуг выставят счёт в конце месяца. Есть вероятность, что специалист запустил в течение этого периода дорогой сервис, скажем, по машинному обучению. Сервис мог быть нужен всего на несколько минут, но его вовремя не остановили и не удалили, и в результате он фактически проработал несколько дней.
Разработчик вряд ли понесёт финансовую ответственность за такую ошибку, но владельцу бюджета будет не очень приятно узнать о непредвиденных и, возможно, больших расходах. Согласно исследованию Flexera, опубликованному в 2023 году, превышают бюджет на облачные сервисы 45% компаний, и при этом 28% из затрат на «облако» компании считают неэффективными.
Поэтому контроль расходов должен выходить на первый план при использовании облачных сервисов. В том же отчёте говорится, что для 62% опрошенных именно оптимизация расходов на облако является главной задачей.
Грамотный подход к использованию облака позволит максимально эффективно расходовать средства и избежать перерасхода бюджета.
Как же оптимизировать затраты на облако и избежать неприятных сюрпризов при получении счетов? На помощь приходит концепция FinOps – сочетание финансовых и технических практик для управления расходами на облако. Этот подход объединяет финансовые и ИТ-процессы для оптимизации расходов на инфраструктуру и достижения максимальной эффективности использования ресурсов, определяет диалог между финансовыми службами, ИТ-отделом и другими подразделениями, способствует развитию общего понимания и целей. Прозрачность затрат позволяет устранить потенциальные конфликты интересов между финансовой службой и ИТ-департаментом и обеспечить баланс интересов разных подразделений компании.
а) Специалисты часто запускают избыточно мощные виртуальные машины, чтобы всё было «быстрее и надёжнее». Например, для небольшого тестового стенда выделяют сервер с 64 Гб памяти и 32 ядрами или закладывают много мощности на production-машины, которые работают 24/7.
б) Забывают вовремя останавливать ненужные виртуальные машины, останавливать ненужные сервисы, удалять неиспользуемые артефакты (диски, балансировщики, публичные IP) после завершения работ. Серверы простаивают, но продолжают тарифицироваться.
Компания в любом из этих случаев будет нести необоснованные с точки зрения бизнеса затраты на «облако». Есть решение – ограничить свободу использования мощностей. Но тогда преимущества «облака» теряются! Необходим подход, который помирит тех, кто традиционно несет ответственность за расходы (это, например, финансисты) и тех, кто тратит деньги на «облако» (например, DevOps и «разработка»). Последние получат возможность решать свои задачи при достаточной гибкости и свободе выбора мощностей, а первые – прогнозировать и оптимизировать расходы, связанные с бизнес-задачами.
Фактически, коммуникация – это определение того, что такое FinOps.
Один из принципов FinOps – своевременная отчётность для всех заинтересованных лиц. Для каждого, кто так или иначе работает с инфраструктурой, она должна быть настроена индивидуально. Рассмотрим на примере «Инферит Клаудмастер» для Yandex Cloud. Платформа предоставляет детальные отчеты о затратах на облако с распределением по проектам, сервисам, подразделениям.
Платформа с помощью единого мультиоблачного дашборда Coster легко и быстро предоставит информацию о бюджетах и расходах по всем облакам, поможет найти ресурсы, которые приводят к перерасходам бюджетов, предложит пути оптимизации благодаря уникальному алгоритму, предоставит отчёты по расходам в разных бизнес-срезах.
Финансовый отдел может отслеживать общий бюджет на облако и его расходование по направлениям – разработка, тестирование, R&D и так далее. А менеджер проекта увидит только затраты на ресурсы, используемые в его проекте (т.н. showback - важная составляющая практики FinOps).
Подход FinOps не о том, чтобы просто сократить расходы на облако. Его цель - обеспечить эффективное использование облачных ресурсов для развития бизнеса.
Да, на начальном этапе оптимизации можно сэкономить 10-30%. Например, выявив неиспользуемые виртуальные машины или избыточные мощности. Однако, в долгосрочной перспективе такая стратегия не работает. Компания достигает «потолка» экономии, но при этом тормозит свой рост и инновации из-за недостатка гибких ресурсов.
По-настоящему «зрелый» FinOps помогает бизнесу расти быстрее, даже если расходы на облако при этом увеличиваются. Вернее, они и должны увеличиваться!
Например, компания планирует утроить выручку за счет запуска новых цифровых сервисов. Для этого может потребоваться масштабирование инфраструктуры и использование более дорогих, но производительных облачных ресурсов. В итоге затраты на облачную инфраструктуру тоже вырастут, но всего в 1,5-2 раза.
Главной метрикой успеха будет стоимость облака в рамках юнит-экономики (unit economics) компании: в пересчете на один юнит - единицу услуг компании или клиента – стоимость облака должна снижаться.
Таким образом, FinOps не просто про экономию расходов на облако, а про умную оптимизацию ради роста бизнес-показателей компании, её прибыли.
FinOps держится на трёх «китах», трёх этапах с точки зрения фокуса и активностей, выполняемых в цикле.
На этом этапе собирается отчётность для стейкхолдеров, привязка к бизнесу – проектам и продуктам, выявление трендов и аномалий, сравнение показателей (внутреннее и внешнее), showback (затраты на ресурсы, использованные в конкретном проекте), поиск ненужных расходов – неиспользуемых, но оплачиваемых ресурсов и сервисов.
Ключевая функция этого этапа – применить разработки с первых двух, понять, что можно улучшить, договориться о том, как в следующем цикле ещё более эффективно использовать облако.
Один из ключевых посылов FinOps заключается в том, что это практика: невозможно, не нужно и даже отчасти вредно внедрить FinOps один раз и навсегда. Но при этом можно получать быстрые ощутимые результаты от внедрения отдельных активностей или подходов FinOps. FinOps призывает начинать с малого и постоянно улучшаться – можно сравнить его с подходом DevOps в разработке (отсюда и концептуальное сходство в именах практик).
«Если в компании кто-то – это может быть DevOps-ер, например – сделал несколько отчётов по затратам на облако для себя, своей команды и, скажем, бухгалтера, и обновляет их по обратной связи от пользователей, уже можно говорить, что такая компания практикует FinOps», – говорит Павел Токарев.
Отсутствие полной детализации в счетах от облачного провайдера: есть общая стоимость за все используемые мощности, но из них не понятно, кто именно и в каком количестве использовал ресурсы.
Клаудмастер позволяет понять, какой юнит и в каком проекте использовал ресурсы, а также сколько ресурсов было утилизировано в отчетном периоде.
100% прозрачности в расходах на облака и ведении бюджета. Встроенные отчеты показывают затраты каждого бизнес-юнита, команды или проекта в режиме реального времени и позволяют контролировать риски перерасхода IT-бюджета.
Расходы на потребляемые ресурсы ощутимо выросли по сравнению с предыдущими периодами.
Клаудмастер помогает сократить затраты на облака предлагая рекомендации на основе собственного алгоритма для оптимизации ресурсов.
Оптимизация расходов на облако до 20% без потери производительности на второй месяц использования.
Внедрение FinOps – это не разовое мероприятие, а практика, постоянный процесс оптимизации облака под задачи бизнеса. Регулярный анализ метрик и взаимодействие команд - залог успеха. В итоге компания сможет разово сэкономить до 30% затрат на ИТ-инфраструктуру, получит гибкость использования облака со сниженным риском выхода за рамки бюджета, обеспечит для своих специалистов доступ к инновационным технологиям облачных провайдеров, повысит эффективность работы собственного ИТ-отдела и, кроме того, сможет сократить сроки вывода цифровых продуктов и сервисов на 80%.
ИТ‑отделам компаний приходится выбирать оптимальную ИТ‑архитектуру при развёртывании системы управления ИТ‑инфраструктурой. Но какой из трех основных видов — клиент‑серверная, хаб‑архитектура или пиринговая сеть — является идеальным решением? Для ИТ‑специалистов важно поддерживать актуальность данных и оперативно решать поступающие в хелпдеск запросы, выполнять SLA. Для ИТ‑директоров нужны достоверные данные для принятия правильных управленческих решений, распределения бюджета на оборудование и ПО. В статье рассмотрим достоинства и недостатки каждого из типов архитектур и объясним, почему конвергентная ИТ‑архитектура станет лучшим выбором.
На вопросы журналиста TAdviser отвечает Максим Фокин, Директор департамента сертификации и безопасной разработки ОС «МСВСфера» (входит в экосистему «Инферит», ГК Softline)
После 2022 года начался массовый отток из РФ привычных нам зарубежных вендоров ПО. Российский бизнес стал массово импортозамещать программное обеспечение, на котором работал десятилетиями. Одними из самых частых вопросов при замещении операционных систем стали: «Какую ОС выбрать? Какая из 15 существующих ОС безопаснее и больше подойдет для решения наших задач?». На вопросы отвечает Максим Фокин, руководитель направления сертификации и безопасной разработки ОС «МСВСфера», преподаватель кафедры ИУ-8 МГТУ им. Н.Э. Баумана.