Следующая остановка — арена драконов! На что будет способна VR-телепортация будущего

12/12/2024

Содержание:
Можете ли вы себе представить, как меняете пространство в плейлисте своего телефона? Почти как в пульте управления телепортом! Благодаря быстрому развитию VR-и AR-технологий это будущее не за горами. Как развивалась VR-индустрия? Какие удивительные проекты реализуют технологичные компании и как будут выглядеть метавселенные будущего? Расскажем в финальной статье цикла от Анны Кулик, директора по маркетингу «Инферит», российского производителя компьютерного и серверного оборудования и разработчика инфраструктурного ПО. А если вам интересно узнать больше, как уже сейчас меняется наша жизнь с ИИ, не забудьте перейти в предыдущую статью рубрики «Пять столпов будущего: на пороге технологической сингулярности».

От стереоскопов до цифровых миров

Еще в XIX веке были популярны панорамы и стереоскопы, создававшие иллюзию присутствия. В 1935 году Стэнли Вайнбаум в романе «Очки Пигмалиона» впервые описал нечто похожее на современные VR-устройства.

Именно так фантаст XX века описывал очки которые помогут «расширить картинку» виртуального мира:

«В фильме есть изображение и звук. Теперь представьте, что к ним я добавляю вкус, запах, даже осязание, если интрига пробуждает в вас интерес. Представьте, что я ввожу в действие и вас. Вы разговариваете с призраками, а призраки разговаривают с вами. Действие разворачивается не на экране, а вокруг вас, и вы сами участвуете в нем».

Спустя 25 лет, в 1960-х годах, появились первые прототипы «фантастических очков» из романа Вайнбаума — устройства виртуальной реальности. Однако изначально они были слишком громоздкими. Например, Мортон Хейлиг в 1962 запатентовал первый в мире виртуальный стимулятор, своими габаритами он напоминал игровые автоматы 80-х.

Новая эпоха иммерсивных технологий началась в 2010-х благодаря мощным игровым движкам и компактным VR-гарнитурам, таким как Oculus Rift.

Постепенное совершенствование технологии позволило использовать виртуальную (VR) и дополненную (AR) реальность в играх, обучении, а также психотерапии. Например, для создания терапевтических сценариев, которые помогают пациентам преодолеть фобии и тревожные состояния.

VR и AR продолжают активно развиваться. Так, по данным отчета IDC, на 2024 год индустрия дополненной и виртуальной реальности демонстрирует уверенный рост. Ожидается, что к концу года рынок AR/VR-устройств вырастет на 32,3% по сравнению с прошлым годом и достигнет объема в 14,19 млн единиц. При этом наибольший интерес у пользователей вызывают автономные гарнитуры (с самостоятельным процессингом), доля которых в общем объеме поставок превысит 50% к 2027 году.

Что нас ждет в ближайшие годы? И о чем позволяют уже сейчас говорить наработки в AR/VR?

Персональные цифровые миры — будущее уже наступило

Технологические гиганты и стартапы активно работают над следующим поколением AR-очков, которые будут легче, компактнее и функциональнее современных моделей.

В 2024 стартап Yoilo, одним из инвесторов которого выступает Кафедра РВК, обещает выпустить первую версию легких AR-очков с полупрозрачным биноклем. Устройство предоставит пользователям «непревзойденный 140-градусный угол обзора» для полного погружения в смешанную реальность (дополненную и виртуальную реальность).

Не отстает и российский бизнес. Резидент «Сколково» компания HeiToiIo разрабатывает первый в стране полноценный бестелефонный AR-шлем с разрешением 4К для применения в промышленности и образовании. Прототип устройства уже проходит тестирование на площадках Ростеха.

Все эти разработки приближают момент, когда AR-очки станут таким же привычным аксессуаром, как смартфоны сегодня. С повышением доступности и функциональности технологий вырастут и возможности пользователей по настройке персональной дополненной реальности. Это откроет двери в принципиально новые форматы коммуникации, работы и развлечений.

Сам себе сценарист и режиссер. В 2024 году появился ИИ-сервис Showrunner от Fable Studio — интерактивное, персонализированное медиа, позволяющее каждому зрителю создать эпизод сериала за считанные минуты без необходимости в сценаристах, аниматорах или актерах озвучки. Своего рода «Netflix для ИИ» по запросу.

Как это работает? Чтобы создать собственное медиа, достаточно задать короткую фразу вроде «Рик и Морти отправляются на планету разумных тако». Алгоритмы Showrunner анализируют ее и создают серию сцен, которые объединяются в полноценный эпизод. ИИ способен понимать контекст, развивать сюжетные линии, добавлять новых персонажей и локации на основе запроса. После шаблон, предложенный ИИ, можно отредактировать на свой вкус. Вот и все — ваше собственное медиа создано и готово к просмотру. Им можно делиться с друзьями или отправить на рассмотрение в Showrunner. Лучшие работы пользователей будут включены в официальный каталог платформы, а их создатели могут получить вознаграждение и процент от доходов.

Подобные сервисы — начало большой трансформации игровой индустрии. Искусственный интеллект уже сегодня способен генерировать увлекательные сюжеты, создавать сложных персонажей и даже выступать в роли интерактивного напарника игрока. А неигровые персонажи (NPC) обрели глубину и реалистичность, сравнимую с игровым кино.

Представьте себе игру  RPG, где каждый второстепенный персонаж обладает уникальной предысторией, мотивацией и линией поведения, генерируемой ИИ на лету. Или шутер, в котором виртуальные напарники адаптируются к вашему стилю игры и придумывают новые тактические ходы. А как насчет выйти за рамки экрана и перенести игровую вселенную в реальный мир, используя AR?

С появлением AR-очков любое пространство — от городского парка до собственной квартиры — может стать ареной для захватывающих приключений. Игровые элементы органично впишутся в реальное окружение, а цифровые персонажи и предметы будут казаться осязаемыми. Грань между вымыслом и действительностью окончательно исчезнет. Новые миры будут создаваться буквально «на лету» — через коллаборацию человеческого воображения и мощи ИИ. Каждый сможет стать архитектором собственной дополненной реальности, наполненной персональными смыслами, живыми историями и безграничными возможностями для самовыражения.

Геймификация реального мира откроет безграничный простор для новых бизнес-моделей и форм монетизации. Любая поверхность — от игровой площадки во дворе до холста — еще вчера это были единички фасада небоскреба,а сегодня они превратятся в рекламный носитель нового типа. Вместо статичных билбордов и баннеров мы увидим целые интерактивные вселенные, рассказывающие истории брендов. Товары в дополненной реальности будут не просто демонстрироваться, а вовлекать потребителей в увлекательные активности. Поскольку каждый владелец AR-очков станет потенциальным создателем контента, то и заработок в метавселенных может стать вполне обыденным делом.

Плейлист виртуальных миров: куда вам — на арену драконов или в космическое кафе?

Мир на пороге VR/AR-революции. Совсем скоро появятся очки дополненной реальности нового поколения, которые позволят видеть окружающее пространство не через призму ограниченных цветовых фильтров, а буквально создавать персональные вселенные. Представьте, что вместо переключения каналов или прослушивания подкастов, вы сможете в один клик погрузиться в интерактивный мир вашего друга, любимого блогера или бренда.

Уже сегодня первопроходцы, например, Gucci внедряют собственные миры в Roblox. Но с новыми AR-очками любой бренд сможет превратить обычный магазин или билборд в портал к захватывающим активностям.

В скором будущем нас ждет массовое внедрение таких интерактивных миров, в которых физическое и цифровое соединятся. VR погрузит нас полностью в симулированные цифровые миры. AR интегрирует цифровые объекты в физическое пространство. А метавселенные станут параллельной цифровой реальностью, неотличимой от настоящей.

Границы между физическим и виртуальным мирами станут размытыми. Интернет из плоского станет объемным, осязаемым и даже персонализированным благодаря ИИ. Это откроет невероятные возможности для образования, дизайна, развлечений, социального взаимодействия. Каждый получит свой цифровой холст, но рисовать на нем мы будем уже не картинки, а целые миры, заселять их ИИ-сущностями и творить жизнь. Для этого не понадобятся специальные знания или ученые степени — рядом будет ИИ-ассистент, готовый воплотить любые наши идеи. Каждому — по персональной вселенной!

В этих цифровых вселенных знакомые предметы и места обретут новый смысл и функционал. Дерево в парке превратится в портал к мини-игре, а привычная улица — в гоночный трек или квест с AR-объектами. Реклама из раздражающего фонового шума трансформируется в органичный элемент игрового нарратива. А встречи с друзьями можно будет проводить в форматах, ограниченных лишь фантазией — от посиделок в космическом кафе до сражений с драконами.

Постепенно сама концепция социальных сетей и каналов связи изменится. Люди станут не просто обмениваться контентом, а приглашать друг друга погостить в собственных цифровых мирах со своими правилами и мини-играми. Переключение между такими мирами будет столь же естественным, как сегодня выбор плейлиста в Spotify или печенья к чаю.

Для брендов и блогеров откроются небывалые возможности для вовлечения аудитории через создание иммерсивных пространств, которые не просто развлекают, но и транслируют ценности и вдохновляют.

Конечно, этот дивный новый мир поставит перед обществом много нетривиальных вопросов — от приватности данных до аддикций и размывания границ реальности. Но одно можно сказать точно: дополненная реальность подарит нам невиданные ранее форматы творчества, работы и досуга, где единственным пределом станет человеческое воображение. И эта эра уже не за горами — она буквально стучится в наши двери…

Оригинал статьи в "Компьютерре"

Все новости "Инферит" на нашем канале

Рекомендуем

Как «Инферит FinOps» помогает оптимизировать затраты на облака

Инферит FinOps

Как «Инферит FinOps» помогает оптимизировать затраты на облака

Инферит FinOps

Как «Инферит FinOps» помогает оптимизировать затраты на облака

Согласно статистике, 60% компаний отмечают, что их расходы на облачные технологии превышают ожидания. А 80% компаний не имеют понимания, кто отвечает за эти затраты и как они формируются. В таких случаях на помощь приходит FinOps (Financial Operations) — практика по управлению расходами для облачных технологий. В статье на Хабре узнайте, как платформа «Клаудмастер» помогает сокращать затраты на облака до 30%.

Читать
Подробнее
«Черные лебеди» года и возможности, которые они открыли

«Черные лебеди» года и возможности, которые они открыли

«Черные лебеди» года и возможности, которые они открыли

В одной из своих книг Нассим Талеб, трейдер и риск-менеджер, ввёл понятие «чёрный лебедь» как обозначение редких и непредсказуемых событий. «Чёрные лебеди» могут открывать новые возможности. Рассказываем о том, что произошло и продолжает происходить на российском рынке в 2022-2023 годах.

Читать
Подробнее
Облачные технологии в России: горизонты роста и зоны риска

Инферит Облако

Облачные технологии в России: горизонты роста и зоны риска

Инферит Облако

Облачные технологии в России: горизонты роста и зоны риска

Статья посвящена обзору российского рынка облачных технологий, его текущему состоянию, трендам и прогнозам развития. Рассматриваются ключевые факторы роста рынка, такие как цифровизация бизнеса, переход к подписной модели, развитие отечественных платформ и спрос на ИИ-сервисы. Отмечаются преимущества и перспективы мультиоблачных стратегий, а также тенденции консолидации рынка и формирования облачных экосистем.

Читать
Подробнее